РАСКОЛ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ в 1054 году, также Великий раскол - церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение Церкви на римско-католическую церковь на Западе и православную - на Востоке с центром в Константинополе. Фактически разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054, однако именно в 1054 римский папа Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария, при котором его сакелларий Константин выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами. Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов. Раскол не преодолён до сих пор, хотя в 1965 взаимные проклятия были сняты.

ВСЕЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Вселенская церковь состоит из людей, находящихся в любом уголке земли, которые искуплены и омыты Кровью Иисуса Христа (Откр. 5:9-10). Божьим планом является то, чтобы каждый человек, ставший частью Вселенской церкви через рождение свыше, присоединился к определенной поместной церкви для духовного роста, попечения и защиты (Деян.2:41-47).

ЕРЕСЬ - 1) Вероучение, отклоняющееся от догматов и организационных форм господствующей религии; 2) отступление от общепринятых правил и взглядов, заблуждение; 3) вздор, чепуха.

ХРИСТИАНСТВО - одна из трех т. н. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. В основе - вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица триединого Божества. Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах. Источник вероучения христианства - Священное предание, главным в нем является Священное писание (Библия); а также "Символ веры", решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов церкви. Христианство возникло в 1 в. н. э. среди евреев Палестины, сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. В 301 г. стало государственной религией Армении. В 4 в. стало государственной религией Римской империи. К 13 в. вся Европа была христианизирована. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с 10 в. В результате схизмы разделение( церквей) христианство в1054 раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе Реформации в 16 в. выделился протестантизм. Общее число христиан превышает 1 млрд. человек.

НИКЕО-ЦАРЕГРАДСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ, НИКЕО-КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ — Никейский символ веры в редакции Второго Вселенского Собора; используется в богослужении православной, Римско-католической (с позднейшей правкой), древневосточных Церквей, а также большинства протестантских Церквей.

РУССКИЙ ТЕКСТ НИКЕО-ЦАРЕГРАДСКОГО СИМВОЛА ВЕРЫ: "Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не созданного, одного существа со Отцем, чрез Которого всё сотворено; для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком, распятого за нас при Понтие Пилате, страдавшего и погребённого, воскресшего в третий день согласно с писаниями (пророческими), восшедшего на небеса и седящего одесную Отца, и опять имеющего придти со славою судить живых и мёртвых, царству Которого не будет конца. И в Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, покланяемого и прославляемого равночестно с Отцем и Сыном, говорившего чрез пророков. И во единую, святую, вселенскую и апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мёртвых и жизни будущего века. Аминь."

АПОСТОЛ(Ы) - 1. Ученик Иисуса Христа, избранный и посланный Им на проповедь. Иисус Христос дважды избирал апостолов. Первый раз двенадцать: Симона Петра, Андрея, Иоанна и Иакова Зеведеевых, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Симона Кананита-Зилота, Иуду Иаковлева (или Фаддея) и Иуду Искариота. После предательства и гибели Иуды Искариота, по вознесении Иисуса Христа апостолы избрали Матфея, чтобы восполнить свое число до двенадцати (см. Деян. 2; 15-26). Второй раз Иисус Христос избрал семьдесят апостолов, в Новом Завете по имени не названных (см. Лк. 10; 116). Список семидесяти апостолов, приводимый в православном месяцеслове, был составлен в V - VI вв. К семидесяти апостолам предание относит евангелистов Марка и Луку. Апостолом также называют Павла, который во времена земной жизни Иисуса Христа не принадлежал к числу Его учеников. Так церковь признает исключительные заслуги апостола Павла в распространении христианства в Римской империи. Название апостола иногда применятся и в отношении других святых, распространявших христианство среди язычников, напр.: св. Григорий Просветитель, апостол Армении, св. Стефан, апостол Перми и др. В богослужебной литературе такие святые называются равноапостольными.

ГНОСТИЦИЗМ (от греч. "гнозис" - истинное знание) - комплекс религиозных течений, появившихся в самом начале христианской эпохи, в I веке н.э. на Ближнем Востоке или в Александрии. Течения гностицизма часто весьма отличны друг от друга. Для гностицизма характерны два мифа, в большинстве случаев соответствующих умеренному дуализму и основанных на наличии демиурга. Первый - миф о трикстере женского пола, небесной богине Софии, из-за которой произошла катастрофа, имевшая следствием сотворение мира. Второй - миф о трикстере мужского пола, незаконном отпрыске Софии, сотворившего мир либо из нечистой материи, именуемой водой, либо из отбросов или мыслей, попавших к нему свыше от истинного бога. Как правило, в гностицизме демиурга отождествляют с ветхозаветным богом.

АРИАНСТВО — течение в христианстве IV—VI веков, утверждавшее тварную природу Иисуса. Получило название по имени основателя — александрийского пресвитера Ария. Последний выступил в 318 году против учения о единосущии Сына Божия и Отца. Согласно Арию, Сын — первое творение Отца («Бог не всегда был Отцом; был миг, когда он был один и ещё не был Отцом: позже он стал им»), посредник между Богом и тварью. Данные воззрения являются синтезом иудаистического монотеизма с гностической необходимостью посредника между трансцендентным Абсолютом и космосом.

АВТОКЕФАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ (от греч. авто — сам и кефаль — голова) — в православии самостоятельная поместная церковь, административно (канонически) полностью независимая от других поместных церквей. Первые автокефальные церкви возникли в процессе обособления патриархатов и митрополий провинций Византии. Автокефальность не следует смешивать с Церковной Автономией.

АВТОНОМНАЯ ЦЕРКОВЬ - поместная Церковь, обладающая весьма широкой, но не полной самостоятельностью. Главное различие между Церквами автокефальными и автономными заключается в том, что первые имеют самостоятельную цепь апостольского преемства и их епископы, включая Предстоятеля Церкви, поставляются архиереями этих Церквей; А. Ц. такой независимости лишены, их первые епископы по избрании утверждаются Предстоятелем кириархальной Церкви. Из этого вытекают и др. ограничения самостоятельности А. Ц.: ее устав утверждается кириархальной Церковью, что тоже служит выражением канонической зависимости; в А. Ц. возносится имя Предстоятеля кириархальной Церкви; от нее А. Ц. получает святое миро; А. Ц. принимает участие в расходах на содержание высшей власти кириархальной Церкви; Предстоятель А. Ц. подсуден высшей судебной власти кириархальной Церкви. А. Ц. обычно имеет малое число епископов